Рецепт коктейля Кайн и Авель

Каким предметом Каин убил Авеля?

Вещь, которая стала первым орудием убийства в мире. Как её рисовали, и вообще, что это был за предмет?

Эту историю все помнят: было у Адама и Евы два сына, младший Авель — охотник, старший Каин — собиратель. Оба принесли жертвы Богу — Авель убоину, а Каин вегетарианское. Господу была угодна жертва Авеля, а дар Каина он не принял. Каин взревновал и в гневе убил брата.

Иногда на заднем плане на картинах, посвященных этому сюжету, рисуют алтарь, на котором пылает огонь (жертвы тогда приносились путем сожжения).

Вернемся к разговору о непосредственном орудии убийства. В Библии прямым текстом ничего о нем не сказано, эпизод описано очень коротко, всего одной фразой: И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

Поэтому художники, казалось бы, совершенно свободны в выборе атрибута при построении композиции своих картин. Первое, что отметим: нигде Каин не убивает брата голыми руками — обязательно художник рисует какое-нибудь орудие. Очевидно, художники барокко подсознательно чувствовали, что первочеловеки Авель и Каин все-таки принадлежали к тому пласту первобытных гоминид, которые уже начали пользоваться орудиями, то есть как минимум были австралопитеками (хотя лично я думаю, что стоит говорить уже о кроманьонцах). ШУТКА

Иногда Каин на полотнах бьет небольшим камнем, иногда целой каменной плитой. Обычные для живописи предметы убийства не рисуют — меч, нож, копье. И это совершенно правильно, ведь металлических орудий (ни бронзовых, ни тем более железных) в той хронологии еще не изобрели. Первым на свете кузнецом официально числится человек по имени Тувалкаин, приходящийся Каину потомком в 6-м колене.

Так что на этой картине художник проявил безграмотность, изобразив топорик.

Изредка у Каина в руках некое земледельческое орудие типа тяпки или кирки, обагренное кровью: это атрибут его неправильно выбранной профессии. (Почему-то в тот период Господь предпочитал покровительствовать именно пастухам). Они тоже металлические: художник грешит против библеистики, хотя и следует толкованию некоторых средневековых комментаторов (которые тоже ошибались).

Но чаще всего, что совершенно логично, Каин убивает Авеля обычной дубинкой, фрагментом сучковатого дерева.

Но весьма нередко в руках Каина можно увидеть другой предмет, который при первом взгляде тоже кажется дубинкой.

Но при внимательном рассмотрении оказывается, что это совсем другая вещь, весьма редкая в изобразительном искусстве. Да и как орудие убийства — тоже крайне нераспространенная.

Что же это за предмет? Оказывается, это крупная кость, если конкретно — ослиная челюсть (на ней обычно и зубы рисуют). Встречается и более экзотический вариант, что это верблюжья челюсть.

Читать еще:  Рецепт коктейля Лимбо

Иконография эта встречается так часто (на 2-м месте после дубинки, опережая камень), что это не может быть случайностью — явно в основе некий текст. Ибо религиозные художники не имели права фантазировать.

За них фантазировали комментаторы и авторы апокрифов и мидрашей. Один даже дошел до того, что челюстью Каин брата убил, а зубы на ней использовал, чтобы голову Авеля отпилить (см. British Library, MS Royal 5. E. XIII, ff. 9r-11r).

Cамый ранний литературный источник, где челюстная кость осла является орудием этого убийства — комментарий VII века н.э. к книге Бытия, Canterbury School of Theodore and Hadrian. Затем эта история про челюсть встречается во множестве христианских комментариев и сборников легенд.

Как и почему возникла такая версия об орудии убийства у средневековых комментаторов — не узнать никогда. Возможно, поскольку за отсутствием металла выбор орудий был очень мал, а в Библии как раз упоминается конкретная челюсть осла: ею Самсон убивал врагов, т.е. версия, с точки читателя того времени правдоподобна. Можно опереться и на иудейские каббалистические легенды: там Каин никакой челюстью осла брата не бьет, зато впивается в его горло собственными зубами. Ужасы какие! Так что тема зубов, быть может, проникла от евреев и эволюционировала в нечто поприличнее.

Ну а напоследок я покажу вам реальный инструмент из челюсти осла (лошади, мула). Только не криминальный, а музыкальный. Играют на нем в Латинской Америке и называется он quijada и charrasca.

Если вы заинтересовались темой Библии в искусстве (страшном), то покупайте мою цветную книгу «Апокалипсис в искусстве. Путешествие к Армагеддону» : там про Вавилонскую блудницу, Четырех всадников, Зверя из моря, Звезду Полынь и прочие интересные штуки подробнее, и все в картинках! Озон , Лабиринт , Читай-город . Около 600-700 руб.

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал , у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.

Авель и Каин: история одного преступления

Авель и Каин – история жесткого братоубийства, о которой слышали многие. Но она имеет тенденцию повторяться вновь и вновь. В переносном смысле и в нашей стране шел брат на брата, а зачастую – и в прямом, когда шла гражданская война после революции.

Библейская история

Первые дети Адама и Евы, когда их изгнали из Рая, были Каин и Авель. Библия в четвертой главе книги Бытия скупо рассказывается о двух братьях. Первым родился Каин. Его имя, возможно, происходит от еврейского глагола «кана» (производить на свет). Ева тогда сказала: «Я произвела человека». А может, это имя ассоциируется со словом «каин», что означает «кузнец», или «кана» – «ревнивый». Имя Авель может восходить к слову «хевель» – «дыхание». Авель был младшим братом.

Читать еще:  Рецепт коктейля Пылающий жидкий кокаиновый взрыватель

Оба они, как полагается, вели жизнь на земле. Каину она давала растительную пищу, Авель пас стада. Пришло время принести жертву Богу. Авель и Каин, история об этом рассказывает, принесли те дары, которые имели. Но Авель сделал это от души. Он принес, как говорит Писание, самых отборных овец, и Господь с благодарностью принял его жертву: дым от нее столбом пошел вверх.

Преступление

Что было дальше? Авель и Каин, история которых продолжится трагически, не смогли из-за коварства и злобы старшего брата жить, как жили прежде. Поникло лицо Каина. Злое он замыслил, совесть его была нечиста, и взор он опустил. Он не собрал свои силы, чтобы отразить от себя греховный соблазн. Каин убил брата.

Когда Бог, все уже зная и желая подвести грешника к покаянию, а затем – к прощению, спросил его о том, где брат, то Каин со страхом соврал, что не знает, потому что он не сторож брату своему. Но Богу все ведомо: Авель и Каин, история которых продолжится, в тысячелетиях будут жить в памяти людей. Один как невинная жертва зависти, третьего смертного греха, другой – как мстительный, завистливый, злобный убийца.

Печать на лице

После убийства Создатель проклял старшего брата, изгнал Каина в землю Нод, где тот должен был вечно скитаться. Но всякому, кто убьет его, отмстится в семь раз больше. Чтобы все, даже звери, узнавали убийцу, Бог наложил на его лоб печать. Она состояла из одной буквы имени Бога. «Каинова печать» – это и есть «печать преступления». Так это закрепилось в современном языке.

Откуда пошло слово «окаянный»

Корень в этом слове идет от имени Каина. Древнерусский глагол «окаяти» имел значение «проклясть». Это просторечное слово означает «проклятый», преисполненный греха. Так называли русского князя Святополка.

Святополк Окаянный

Его и загубленных им братьев Бориса и Глеба сравнивали с библейскими персонажами. Святополк – это убийца Каин. Авель, жертва невинная, становится под рукой летописца полудетьми, подростками Борисом и Глебом, которые изведали страшную кровавую смерть от руки брата, который не пожалел их в междоусобной борьбе. В летописи напрямую Святополка называют поистине вторым Каином.

В далекой Индии

Там не слышали и не знали, кто были такие Авель и Каин. История о них была индусам не знакома. Зато они хорошо знали, что брата надо бояться. Он – предатель, и ждать ничего доброго от него не приходится. Их старинную легенду о «Глазах извечного брата» пересказал, а может быть, выдумал и стилизовал С. Цвейг. В ней брат, ночью, во тьме битвы, убивает родного брата, перешедшего в стан врагов. После этого убийства его налаженная, благополучная и уважаемая жизнь постепенно рушится и он умирает в одиночестве, и только собаки воют над его могилой.

Тяжкое преступление по меркам людей должно быть наказано со всей строгостью. Но когда люди не могут сделать этого сами, то они призывают на помощь Бога.

Читать еще:  Рецепт коктейля Жидкий Электрошок

4. Каин и Авель

После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери (Быт. 5, 4). Первого сына они назвали Каином, а второго – Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель пас стада.

Однажды они приносили жертву Богу: Каин принес в жертву плоды земли, а Авель – лучшее животное из своего стада. Но Авель приносил жертву с верою в обещанного Спасителя и с молитвой о помиловании, а Каин приносил ее без веры и смотрел на нее, как на свою заслугу перед Богом (Евр. 11,4). Поэтому жертва Авеля была принята Богом, а жертва Каина – отвергнута. Увидев предпочтение, оказанное брату, и видя в нем явное обличение своих «злых дел» (1 Ин. 3,12), Каин сильно огорчился, и омраченное лицо его поникло. На нем появились зловещие черты. Но милосердный Бог, желая, чтобы Каин исправился, предостерег его от злого дела. Он сказал Каину: «Почему ты огорчился? отчего поникло лице твое. грех. влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4,6-7). Каин не послушался Божьего призыва и отворил греху дверь своего сердца. Зазвав своего доверчивого брата в поле, он убил его, – совершив невиданное еще на земле злодеяние. Страшное преступление, которое впервые внесло в порядок природы смерть и разрушение, не могло остаться без наказания.

Бог обратился к Каину, желая привести его к покаянию, и спросил его: «Где Авель, брат твой?» Каин дерзко ответил: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» Тогда Бог сказал ему: «Что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». И Каин, мучимый совестью, с женой бежал от своих родителей в другую землю.

Жизнь человека есть дар Божий, поэтому человек не имеет права ни сам себя лишать ее, ни отнимать ее у других. Отнятие жизни у ближнего называется убийством, а лишение самого себя жизни называется самоубийством и есть очень тяжкий грех.

Вместо убитого Авеля, Бог дал Адаму и Еве третьего сына – благочестивого Сифа, а потом и еще многих других детей. Адам и Ева долго жили на земле. Адам прожил 930 лет. Много они перенесли страданий и горя, сердечно раскаялись в своем грехе и твердо веровали в обещанного Спасителя. Вера эта спасла их, они находятся теперь в числе святых праотцев.

ПРИМЕЧАНИЕ: см. Быт. 4, 1-16, 25; 5, 3-5.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/id/592e89117ddde8b70fb1ba03/5c59e89c17200700ad670958
http://www.syl.ru/article/310430/avel-i-kain-istoriya-odnogo-prestupleniya
http://dvseminary.ru/entrants/training-manual/old-testament/27557/

Статьи на тему:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector